Ученые ВятГУ предложили методику диагностики псевдотуберкулеза

Результаты исследования опубликованы в престижном Journal of Biomechanics международной платформы Elsevier

Разработки ученых центра превосходства «Фармацевтическая биотехнология» Вятского государственного университета уже получили высокую оценку российских и международных экспертов. Одним из последних исследований, проведенных при участии сотрудников НОЦ «Нанотехнологии» ВятГУ, Института физиологии Коми НЦ УрО РАН и Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, стала оценка сил межмолекулярных взаимодействий в системе «антиген - антитело», осуществленных с применением метода оптической ловушки.

По сути предложен новый подход к исследованию на молекулярном уровне механизмов взаимодействия «макроорганизм – бактерия», апробированный на модели «моноклональные антитела – липополисахарид Yersinia pseudotuberculosis». Метод направлен на разработку или совершенствование средств профилактики, лечения и диагностики псевдотуберкулеза – заболевания людей и животных, вызываемого одним из представителей энтеробактерий рода Yersinia.

Результаты исследования представлены в статье «Force interaction between Yersiniae lipopolysaccharides and monoclonal antibodies: An optical tweezers study», размещенной в Journal of Biomechanics (1 квартиль) международной платформы Elsevier.

Для проведения работы были использованы липополисахариды (ЛПС) бактерий двух видов родаYersinia, являющиеся поверхностными антигенами микробных клеток. Этими антигенами покрывали поверхность микросфер диаметром 1 мкм, соответствующим размеру микробной клетки. Вторым участником оцениваемого взаимодействия являлась стеклянная подложка с пришитыми к ней с помощью специальных химических молекул-линкеров моноклональными антителами, способными или неспособными специфически взаимодействовать с препаратами ЛПС.

С помощью специального прибора - оптического пинцета – покрытая ЛПС микросфера лазерным лучом подводилась к стеклу с пришитыми моноклональными антителами и - после касания - отводилась. Сила, которая требовалась для разрыва такой межмолекулярной связи, фиксировалась. Анализ сил разрыва позволил выявить качественные и количественные отличия во взаимодействии двух исследованных антигенов с моноклональными антителами различной специфичности.

Прямое определение силы межмолекулярной связи между липополисахаридами патогенных иерсиний и моноклональными антителами имеет, в частности, важное значение при выборе антител той или иной линии для использования в составе диагностических тест-систем. Применение этого методического подхода позволит глубже понять механизмы иммуно- и патогенеза различных инфекций, - прокомментировал ключевой разработчик методики Илья Конышев, доцент кафедры биотехнологии ВятГУ.

Проведенное коллективом ученых (И. Конышев, А. Бывалов, Б. Ананченко, Р. Фахруллин, А. Данилушкина, Л. Дудина) исследование вносит существенный вклад в изучение механизмов межмолекулярных взаимодействий, важной отрасли современной молекулярной биологии.

Что еще почитать