Кто ответит за счетчик электроэнергии?

Кто ответит за счетчик электроэнергии?
Фото: Россети

Изменения в федеральном законе скажутся на каждом из нас

1 июля 2020 года – важная дата как для потребителей электрической энергии, так и для энергетических компаний. С этой даты в стране вступают в действие ряд изменений в статьи федерального закона № 522-ФЗ, эффект от которых, без сомнения, затронет каждого из нас.

Во-первых, обязанность по установке и обслуживанию приборов учета электроэнергии отныне переходит к энергетикам. Самим потребителям платить за покупку счетчика, их установку и эксплуатацию уже не нужно. О каких энергокомпаниях идет речь? Если вы живете в многоквартирном доме, то за ваш и общедомовой прибор учета отвечает гарантирующий поставщик (например, Кировский филиал «ЭнергосбыТ Плюс»), во всех остальных случаях – электросетевая организация, к которой подключены ваши сети (крупнейшие – «Россети Центр и Приволжье Кировэнерго», АО «Горэлектросеть», ОАО «Коммунэнерго»).

Во-вторых, все приборы учета будут поэтапно заменяться на интеллектуальные («умные»), сокращенно ИПУ. С 1 января 2022-го года энергетические компании будут устанавливать только «умные» счетчики. Важный их плюс – с потребителя снимается обязанность ежемесячно передавать показания в энергетическую компанию. Счетчик сделает это сам.

А теперь немного подробностей. Обновление счетчиков будет происходить постепенно. Приоритет отдается потребителям, у которых приборы учета не установлены, неисправны или истек срок поверки. Если ваш счетчик в порядке – вы продолжаете им пользоваться. Сетевые организации и гарантирующие поставщики могут по вашей заявке установить у вас умный прибор учета до истечения срока поверки или эксплуатации вашего действующего счетчика, но это будет сделано за отдельную плату.

Возникает резонный вопрос: если все затраты по установке и обслуживанию приборов учета ложатся на плечи энергетических компаний, как это скажется на тарифе? Но эти опасения безосновательны. Темпы роста тарифов ограничены прогнозом социально-экономического развития РФ на уровне инфляции, поэтому существенных изменений в динамике тарифов не ожидается.

Комментарии энергетиков

Владимир Колесников,

директор Кировского филиала «Россети Центр и Приволжье»:

«Кировская область – в числе регионов, где будут проведены самые большие объемы работ по установке ИПУ. Только в 2020 году мы планируем установить 24 тысячи интеллектуальных приборов учета. После их включения в систему не только вырастет качество учета электроэнергии, но и повысится наблюдаемость состояния сетевого оборудования. Кроме того, ИПУ обеспечат интеллектуальное управление энергопотреблением. К примеру, потребитель, у которого установлен «умный» счетчик, будет иметь возможность дистанционно получать информацию о графике своего энергопотребления, его объемах - и на основании этих данных оптимизировать нагрузку. Внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии позволяет нам выявлять аварийные отключения и оперативно принимать меры по восстановлению электроснабжения».

Игорь Маковский,

генеральный директор «Россети Центр» –

управляющей организации «Россети Центр и Приволжье»:

«Модернизация систем учета электроэнергии и электросетевого оборудования – важная составляющая цифровой трансформации. С ее помощью мы успешно решаем задачи по снижению уровня потерь электроэнергии, повышению эффективности работы сетевого комплекса, существенно улучшаем показатели качества и надежности электроснабжения потребителей 20 регионов страны. Всего в течение 2020 года в «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» планируется установить в регионах своей деятельности более 135 тыс. интеллектуальных приборов учета электроэнергии».