Россия и трудовые мигранты. Шаг в будущее.

Россия и трудовые мигранты. Шаг в будущее.
Председатель экспертного совета ГК «Аксиома» Дмитрий Исповедников

Объем трудовых ресурсов в России катастрофически сократился вследствие резкого ограничения внешних миграционных потоков – эта тема вскоре после распространения пандемии COVID-19 стала наряду с гуманитарным кризисом одной из наиболее актуальных. Потребности российской экономики в иностранных рабочих регулярно обсуждаются на высшем государственном уровне, однако сложившаяся до коронавируса модель, очевидно, изжита. Необходимы качественные изменения и цивилизованный подход, о чем неоднократно заявлял Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Председатель экспертного совета ГК «Аксиома» Дмитрий Исповедников – об управлении миграционными процессами в России, законодательных изменениях и роли частных компаний.

Одновременно высказываются и различные альтернативные предложения, начиная с создания собственной системы подготовки профессиональных кадров для строительного и сельскохозяйственного секторов и заканчивая замещением мигрантов в полях и на стройках российскими студентами или заключенными.

Стремление снизить зависимость от иностранной рабочей силы понятно. Однако в современном мире важно сохранять и преимущества диверсифицированного рынка труда, когда мигрантов привлекают в периодически или традиционно пустующие ниши, что применяется во многих прогрессивных странах. Долгосрочная стратегия на будущее в сочетании с возможностью оперативно достигать результата здесь и сейчас – залог благосостояния государства.

Сегодня в СМИ все чаще появляются сюжеты, раскрывающие данную проблему на экспертном уровне. К дискуссии приглашаются чиновники, члены научного сообщества, представители диаспор и некоммерческих организаций. Однако среди спикеров практически совершенно отсутствуют те, кто участвует в реализации положений российской миграционной политики на деле. В этой связи мы решили побеседовать с Дмитрием Исповедниковым, председателем экспертного совета ГК «Аксиома» – ведущего в России оператора услуг для иностранных граждан.

- Дмитрий, Вы, как представитель компании, помогающей иностранным гражданам с оформлением документов для законного пребывания в России, наблюдаете за миграционными процессами на практике. Как Вы оцениваете ситуацию? Насколько наша экономика зависит от рабочих-нерезидентов, и как эта зависимость изменится в ближайшем будущем?

- Полагаю, фокус проблемы несколько сместился. Российская экономика, как и мировая, зависит не от иностранных рабочих, а от глобализации, в основе которой лежит свобода передвижения. Формирование интернационального рынка труда за счет человеческих ресурсов из соседних стран абсолютно закономерно. Это исторический процесс. Дело – не в зависимости от внешней миграции, а в том, насколько грамотно данным процессом управляют, т.е. насколько эффективно используют выгоды и насколько своевременно совершенствуют систему. Мы сотрудничаем с рядом крупных строительных компаний в России, чья потребность в трудовых мигрантах остается высокой. Найти действительную, а не гипотетическую замену им на данный момент невозможно. Кроме того, динамика и масштабы новых девелоперских проектов, даже без учета национальных, подразумевают рост отрасли, а, значит, и рост спроса на рабочие руки.

- В проводимой реформе российского миграционного законодательства Вы видите пример грамотного нового курса или поспешную реакцию на вызовы пандемии?

– Необходимость в ревизии и обновлении норм назрела давно, а пандемия, затормозившая мобильность населения, создала подходящие условия. Как известно, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№ 115-ФЗ) в принципе постоянно подвергается правкам. Объем внесенных в документ изменений уже сопоставим с его изначальным объемом, однако немало пробелов сохраняется до сих пор.

Председатель экспертного совета ГК «Аксиома» Дмитрий Исповедников на международном круглом столе, 2019 г.

- 8 декабря 2020 года Владимир Путин подписал очередной закон «О внесении изменений…» в названный ФЗ, а именно в статью 15.1. В июне этого года они вступили в силу. Эти и другие поправки, в том числе находящиеся на рассмотрении, – шаг в направлении ужесточения или облегчения режима пребывания иностранных граждан в России?

- Текущее законотворчество в целом подтверждает приверженность гибкому курсу. Россия остается главным центром притяжения миграционных потоков на постсоветском пространстве, но для сохранения этого статуса важно грамотно уравновесить жесткий контроль за пересечением границ с повышением привлекательности нашей страны, которая конкурирует за трудовые ресурсы с Китаем, Ираном, Турцией.

Утвержденные изменения статьи 15.1, в части проведения комплексного экзамена для иностранных граждан, которые претендуют на проживание и трудоустройство в России, повышают требования к уполномоченным организациям. Новый порядок правового регулирования улучшает качество тестирования знаний и изучения русского языка и культуры. Это необходимо для нормального становления рынка труда, особенно в рамках ЕАЭС. На мой взгляд, расширение Союза со вступлением в него Узбекистана и Таджикистана произойдет уже в ближайшем будущем, а в основе по-настоящему единого экономического пространства должно находится единое языковое пространство.

Относительно остальных инициатив скажу так – пора окончательно перейти от режима благотворительности в миграционной сфере к взвешенному прагматизму. Именно поэтому ключевая задача законодателя – усовершенствовать учет въезжающих и выезжающих иностранных граждан. Особое место отводится внедрению цифровых решений, созданию специальных платформ, баз данных, реестров. Это – не визуальная погоня за прогрессом, а инструменты получения актуальной информации по миграционным процессам. Максимально полная системная статистка ляжет в основу аналитики, регулярной настройки механизмов, и в дальнейшем уже из этого сложится фундамент для развития важнейших направлений: реальной евразийской интеграции, укрепления национальной безопасности, повышения налоговых сборов в российский бюджет по выданным патентам на работу, улучшения условий адаптации иностранных граждан на территории России.

- Между тем, миграционные новации критикуют одновременно и за неоправданные послабления для иностранных граждан, и за введение избыточных барьеров.

- Не считая того, что большинству вообще свойственно неприятие нового, посягающего на привычность, такая реакция подтверждает уравновешенность курса. С одной стороны, убираются бюрократические излишества, с другой – вносятся необходимые коррективы. С одной стороны, за 2020 год в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были приняты поправки, предоставляющие иностранным гражданам право неоднократно переоформлять патенты на работу, без выезда из РФ (ст. 13.3 № 115-ФЗ), а тем, кто является собственником помещений на территории России – право выступать принимающей стороной для въезжающих иностранных граждан (ст. 7.2 № 115-ФЗ). С другой стороны, в марте текущего года первое чтение в Госдуме прошел законопроект об обязательной дактилоскопии для трудовых мигрантов, включая граждан ЕАЭС, в течение 30 дней после прибытия.

- Как скоро, по Вашим ожиданиям, все эти нововведения дадут эффект?

- Все зависит от того, какими силами предполагается проводить их в жизнь. Изменения, очевидно, возлагают чрезмерную нагрузку на МВД России, которое отвечает за порядок в миграционной сфере. Поэтому, создаются предпосылки для союза профильных подразделений ведомства с крупными частными компаниями, располагающими необходимой материально-технической базой.

Дмитрий Исповедников среди участников круглого стола Региональной делегации МККК в Российской Федерации, Беларуси и Молдове, 2019 г.

- Разве государство не ставит целью сократить участие частных компаний в обслуживании миграционных процессов?

- Не совсем так. Законодательные поправки направлены на устранение с рынка миграционных услуг недобросовестных операторов, препятствующих исполнению государственных установок. Например, таких, которые проводят среди иностранных граждан комплексный экзамен на знание русского языка, истории России и законодательства Российской Федерации, не обладая достаточной компетенцией или вообще не имея отношения к осуществлению образовательной деятельности. Фактически произвольная формальная выдача сертификатов о прохождении экзамена влечет целый шлейф проблем: распространение незаконной миграции, падение репутации российской системы образования. Подобные лазейки исчезнут.

- Правильно ли я понимаю, что для частных операторов миграционных услуг теперь установлены качественно более высокие критерии?

- Критерии остаются прежними, просто маневров для недобросовестной конкуренции станет меньше. Свободный рынок далеко не всегда благоприятствует лучшим, и сегодня создаются условия для работы компаний ответственных с внушительным опытом, которые способны вкладывать и вкладывают средства в изучение и упрощение миграционных процессов. Такие участники способствуют последовательной реализации государственной политики. Для временщиков, незаконно зарабатывавших на экономии, места не останется. Впрочем, возможно, это излишне оптимистический взгляд.

- Готова ли ваша компания к изменениям? На что сделана главная ставка?

- Как я и сказал, прогрессивный бизнес на рынке миграционных услуг всегда использует анализ и новаторство. Приведу пример 2020 года, когда в условиях локдауна государство приняло решение развивать организованные формы внешней трудовой миграции, в чем отчаянно нуждались крупные строительные проекты в России. На этом этапе подавляющее большинство операторов ретировалось, в то время как ГК «Аксиома» единственная приняла активное участие в работе новой модели.

Ситуация стала серьезным вызовом, и постепенно по мере изучения кризисной логистики определились три приоритета в развитии нашей компании: тесное партнерство с головными российскими вузами, уполномоченными проводить государственный экзамен; расширение региональной сети подразделений и осуществление собственных разработок по упрощению миграционных процессов.

- Опыт 2020 г. опирается на участие компании в развитии механизма целевого трансфера? Опишите этот опыт подробнее.

- Целевой трансфер позволил крупным строительным компаниям нанимать трудовых мигрантов в условиях локдауна. Этот механизм включает коллективный въезд иностранных рабочих, их обязательную двухнедельную самоизоляцию, медицинское освидетельствование и оформление пакета разрешительных документов в период проживания в так называемых обсервациях. Далее нерезидентов направляют на стройки с вахтовым режимом. С нашей стороны мы обеспечиваем для прибывающих бригад проведение сессий комплексного экзамена, решая все организационно-технические нюансы.

Как показывает статистика компании, на рубеже II и III кварталов 2020 года число запросов, связанных с оформлением патента на работу, не превышало трети всех обращений от иностранных граждан. Однако процент, обеспеченный целевыми трансферами, в этой категории запросов быстро возрастал. По итогам сентября 2020 года при участии ГК «Аксиома» уполномоченные российские вузы выдали более 10 тыс. государственных сертификатов о прохождении комплексного экзамена, из которых 38% пришлись на трудовых мигрантов из Узбекистана. В дальнейшем с учетом сохранения общей динамики обращений иностранных граждан в пределах 10-12 тыс. чел. ежемесячно, доля запросов, связанных с трудовой миграцией, установилась на уровне свыше 40%.

Особую роль целевой трансфер сыграл в Амурской и Мурманской областях, где крупные строительные компании реализуют стратегические инфраструктурные проекты. В августе 2020 года при участии нашей компании государственные сертификаты о прохождении комплексного экзамена получила первая крупная группа из 264 узбекских граждан (обсервация г. Мурманск), в сентябре – 332 чел. (обсервация г. Благовещенск), в октябре – 455 чел. (обсервация г. Благовещенск) и 391 чел. (обсервация г. Мурманск), в ноябре – 400 чел. (обсервация г. Мурманск), в декабре – 505 чел. (обсервация г. Благовещенск).

- Данный опыт применим и сегодня?

- Он заложил базу. Усовершенствовав взаимодействие с российскими вузами на базе специально созданного в компании отдела, наладив работу тестеров, системных администраторов и специалистов по документообороту, ГК «Аксиома» приступила к внедрению своей модели в регионах с высокой потребностью в иностранных рабочих. Наши обособленные подразделения открылись в гг. Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Только за первую половину 2021 года мы расширили сеть представительств за счет ОП в гг. Санкт-Петербурге, Тобольске, Ханты-Мансийске, Владимире, Калининграде, Нижневартовске, Нижнем Новгороде, Сургуте.

Плодотворную деятельность ведет отдел IT-разработок нашей компании, занятый развитием программного продукта с использованием технологий безопасности и сохранности данных «blockchain». Как показала практика целевого трансфера, проблемой механизма остается идентификация въезжающих в Российскую Федерацию иностранных рабочих. Зачастую один трансфер объединяет штат нерезидентов для нескольких российских компаний, что создает путаницу по прибытии на место. Наша программа позволяет устранить эти сложности. На ее основе составляется распределенный реестр данных иностранных граждан с информацией о компании-работодателе. Также программа используется при проведении комплексного экзамена, упрощая процесс составления и оформления сопутствующих документов.

Кроме того, мы поддерживаем тесные контакты с наши корпоративными клиентами. Мы знаем, что они не всегда оказываются вовремя осведомлены об изменениях российского миграционного законодательства, поэтому наши специалисты консультируют их по вопросам найма и легализации иностранных рабочих. На этой базе мы разрабатываем комплексную услугу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру